Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕТР ПЕЛОПОННЕССКИЙ
56, С. 99-101 опубликовано: 24 апреля 2024г. 


ПЕТР ПЕЛОПОННЕССКИЙ

[Греч. Πέτρος Πελοποννήσιος] (ок. 1740 (?) - зима 1778, К-поль), лампадарий, греч. мелург. Один их самых значительных деятелей церковной музыки К-поля во 2-й пол. XVIII в.

Источники

Наиболее ранние известные упоминания о П. П. содержатся в «Большом теоретиконе» (1832) митр. Хрисанфа из Мадита. Немногим ранее Никифор Кантуниарис посвятил неск. строк П. П. в рукописи Ath. Xeropot. 318 (между 1810 и 1815). Нек-рые из них повторил Г. Пападопулос (1890, 1904), дополнив их как деталями, к-рые фигурировали в устной традиции, так и неопубликованными данными из незавершенного «Лексикона» К. Филоксениса (1864). Значимыми источниками являются певч. рукописи, а также неск. архивных документов, из к-рых можно извлечь много информации о жизни и деятельности П. П. К наст. времени идентифицированы 6 или 7 автографов П. П. (Zakinfos. P. Gritsanis. 1, 2, 3; Gr. Philol. Soc. CPolit. 44; Bucur. Acad. Română. 927; Athen. K. Psachou. Fakelos 60, 137), к-рые содержат как церковный, так и светский репертуар. Много разрозненных сведений сохранилось в рукописях и в первых печатных изданиях, содержащих его сочинения.

Биография

Петр Пелопоннесский. Миниатюра из рукописи 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178)
Петр Пелопоннесский. Миниатюра из рукописи 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178)

Петр Пелопоннесский. Миниатюра из рукописи 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178)
П. П.- пелопоннесец из Лаконии. В рукописях можно обнаружить указания «морейский» (Μοραΐτης - Ath. Paul. 26) и «лакониец» (Λάκων - Hieros. Patr. 347). Определение «аргосец» (᾿Αργεῖος), к-рым его имя сопровождается в 1-м печатном Ирмологии 1825 г., является поэтизированным вариантом и означает то же, что «пелопоннесец». Пелопоннес - это и «земля Апия» (᾿Απία γῆ), к-рая упоминается в качестве родины П. П. в рукописи Athen. Byzant. Mus. 175. В наст. время неск. населенных пунктов претендуют на право называться местом рождения П. П. Пападопулос указал на дер. Горани (Γοράνοι). Устное предание называет Колинес (Κολλίνες) в Аркадии. В др. источнике П. П. связывается с дер. Анаврити (᾿Αναβρυτή) и названа его фамилия или прозвище - Аладзас (᾿Αλατζάς, букв.- «торговец (хлопчатобумажными) тканями»).

В нек-рых рукописях указана фамилия Бардаки. Напр., в рукописи 1767 г. Ath. Doch. 338 Димитрий Лот Хиосский назвал П. П. «Бардаки из Мореи» (Μπαρδάκη ἐκ Μορέως), что может указывать на происхождение из местности Бардунохория (Μπαρδουνοχώρια) в Лаконии. До наст. времени существует поселение Бардаки (на границе Лаконии и Аркадии). Такие названия в этой местности восходят не к тур. bardak (чашка, кружка), а к албан. bardhë (белый). Родственные названия в наст. время встречаются в Греции (ср.: Μπάρδης, букв.- бледный, желтоватый, Μπαρδούνια - белая земля, Βαρδούσια - белые горы и др.). Известно, что уже в XIV в. окрестности Мистры были заселены албаноязычными или двуязычными христианами (арванитами), поэтому там сохранились албан. топонимы и прозвища.

Пападопулос относит рождение П. П. к 1730 г., Г. Статис - к 1735 или даже к 1740 г., что согласуется с традиц. представлением о том, что П. П. умер молодым. Согласно рукописи XVIII в. Ath. Iver. 997, П. П. умер зимой 1778 г. Митр. Хрисанф сообщает, что П. П. написал много произведений, «работая днем и ночью на протяжении непродолжительного срока». Учитывая низкую среднюю продолжительность жизни в то время, возраст в 38 лет в момент смерти П. П. можно считать вполне реалистичным предположением. Из Лаконии он по неизвестным причинам переместился в Смирну, где, как и Димитрий Лот, учился у иеродиак. Феодосия Хиосского (Ath. Doch. 338). Иеродиак. Феодосий упоминается как протопсалт Смирны в 1758 г. (Ath. Paul. 146).

В 1767 г. П. П. засвидетельствован еще как 2-й доместик, что является достаточно низким положением для уже прославленного псалта, в то время как Димитрий Лот (род. между 1733 и 1745) в 1768 г. (Ath. Doch. 339) уже был протопсалтом Смирны. Согласно традиции, П. П., будучи в Смирне совсем юным (ребенком, по Хрисанфу), учился у иеродиак. Феодосия и с 1760 г. продолжил обучение у протопсалта Иоанна в К-поле; это наталкивает на мысль о том, что П. П. был ровесником Лота или младше его, поэтому наиболее вероятно, что он род. в 1740 г.

С 1763 г. сочинения П. П. появляются в рукописях. В 1764 г. он уже являлся 2-м доместиком (помощником левого псалта, т. е. Даниила, впосл. протопсалта) и, согласно рукописи CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 5, назывался «экзархом» мон-ря св. Иоанна Предтечи в дер. Трипи (Лакония), что давало ему соответствующие права и позволяло увеличить доходы. С должности 2-го доместика П. П. был повышен вопреки установленному порядку до должности лампадария (1770-1778), очевидно, по той причине, что пользовался благосклонностью К-польского патриарха Самуила I Ханджери (1763-1768, 1773-1775) и репутацией, к-рую он уже приобрел при османском дворе, вызвав негодование как буд. протопсалта Иакова, к-рый должен был стать лампадарием, так и протопсалта Даниила.

П. П. также был значимой фигурой и в светской муз. жизни К-поля XVIII в., поскольку обладал выдающимися муз. восприятием и талантами. Играл на тамбуре и плагиавлосе (разновидность нея), а также имел прекрасный голос, за что протопсалт Иаков называл его «сладкоголосым соловьем» и «поющей цикадой».

При султанах Абдул-Хамиде I (1774-1789) и Селиме III (1789-1807) П. П., по-видимому, играл важную роль в муз. жизни двора и в среде дервишей К-поля, к-рые провозгласили его начальником и называли «великим» (kebir) и «вором» (hisriz), т. к. он «крал» (т. е. записывал) мелодии с помощью нотации. Новейшие исследования показали, что П. П.- одно лицо с Петракисом, или Tiryaki в тур. источниках, где ему приписывается не менее 10 произведений. Имя Петракис Великий (Petraki i kebir) без уточнения времени жизни присутствует и в собрании Hakki Bey и Hambarsun (Petraki Lampadarikes, согласно ркп. Istanbul. Arel Univ. 210). Имя Петракис и характеристика «Великий учитель» соответствуют и греч. источникам. Ф. Зульцер писал (Sulzer. 1781), что греки из Молдовлахии с восхищением упоминают способности «некоего Лампадария, который придумал 14 новых макамов».

Музыкальное творчество

Вклад П. П. в церковную музыку считается наиболее значительным по объему и качеству и составляет основу репертуара греч. церковной музыки вплоть до наст. времени. П. П. обладал исключительным чувством меры, особого «ифоса» (этоса) каждой муз. формы и мелодичности. П. П. составил 3 певч. книги: Анастасиматарий и Доксастарий, к-рые стали первыми печатными греч. певч. книгами (Бухарест, 1820), а также Ирмологий - и мн. др. песнопения для различных служб. Его медленный славник «Господи, яже во многия грехи…» считается одним из лучших произведений этого жанра во всем визант. и поствизант. певч. искусстве. П. П. приспособил мелодии Анастасиматария Хрисафа Нового (XVII в.) к церковнослав. тексту. Преподавал музыку в Патриаршем музыкальном уч-ще с 1776 г. Значителен его вклад в «экзегезис» древней стенографической нотации, т. е. ее перевод в более аналитическую форму, предваряющую нотацию Нового метода. В его автографах сохранилось много примечаний с «экзегезисами» муз. фраз, а также «экзегезис» «Большого исона» прп. Иоанна Кукузеля.

Среди его многочисленных учеников - протопсалт Петр Византийский, также известный как тамбурист и автор фанариотских песен.

П. П. приписывается 112 произведений на греч. языке в жанре фанариотских песен. Ок. 1/3 из них получили известность уже в 1792 г., когда их стихи были опубликованы Р. Фереосом в кн. «Итоги любви» (῎Ερωτος ἀποτελέσματα). Много анонимных сочинений в стилях песреф, семаи и др., к-рые присутствуют в автографах Zakynfos. P. Gritsanis. 3 и Ankara. Bibl. Univ. 44, следует считать также произведениями П. П. В певч. рукописях также сохранилось 11 сочинений с подзаголовком «Таксимиа» на 8 гласов, в к-рых проявляется явное влияние «внешней», светской музыки. Из репертуара своего времени П. П. ценил и записывал произведения мн. композиторов, таких как Кантемир, Захария, Дзордзис, и др. авторов османского К-поля, неизвестные по др. источникам.

П. П. умер от чумы и был похоронен на правосл. кладбище Эгрикапы. Дервиши поместили его имя наряду с др. именами известных музыкантов во 2-м мавзолее обители в Пере и с разрешения патриарха исполняли свои инструментальные произведения на его похоронах. В XXI в. на кладбище была установлена памятная доска с именами погребенных там певчих, и первым указано имя П. П.

Лит.: Sulzer F. J. Geschichte des transalpinischen Daciens. W., 1781. Bd. 2; Χρύσανθος ἐκ Μαδύτων, μητρ. Θεωρητικὸν μέγα τῆς μουσικῆς. Τεργέστη, 1832; Θιλοξένης Κ. Λεξικὸν τῆς ῾Ελληνικῆς ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. Κωνσταντινούπολις, 1868. Τ. 1: Α-Μ [статья о П. П. содержится в неизд. 2-м т.]; Παπαδόπουλος Γ. Συμβολα εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890; idem. ῾Ιστορικὴ ἐπισκόπησις βυζαντινῆς ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς ἀπὸ τῶν ἀποστολικῶν χρόνων μέχρι τῶν καθ᾿ ἡμᾶς (1-1900 μ. Χ.). ᾿Αθῆναι, 1904; Πατρινέλης Χ. Γ. Συμβολα εἰς τὴν ἱστορίαν τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου: Πρωτοψάλται, λαμπαδάριοι κα δομέστικοι τῆς Μεγάλης ᾿Εκκλησίας (1453-1821) // Μνημοσύνη. ᾿Αθήνα, 1969. Τ. 2. Σ. 64-93 (о П. П.- σ. 85-86, 89); Στάθης Γ. Θ. ῾Η σύγχυση τῶν τριῶν Πέτρων // Βυζαντινά. ᾿Αθῆναι, 1971. Τ. 3. Σ. 216-251; idem. Πέτρος Πελοποννήσιος (1740-1778) // Βυζαντινο κα μεταβυζαντινο μελουργοί / ῞Υδρυμα βυζαντινῆς μουσικολογίας. ᾿Αθῆναι, 1980. Δίσκος 4 [буклет к виниловому диску]; idem. Πέτρος Λαμπαδάριος ὁ ἀπὸ Λακεδαίμονος // Λακωνικα σπουδαί. ᾿Αθήνα, 1983. Τ. 7. Σ. 108-125; Στάθη Π. ῾Ο φίλος τοῦ Κοραῆ Δημήτριος Λῶτος κα τὰ μουσικὰ χειρόγραφά του // ᾿Ερανιστής. 1973. Τ. 10. ᾿Αρ. 59. Σ. 157-186; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. 1975. Τ. 1; idem. Χειρόγραφα ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς, 1453-1820. ᾿Αθήνα, 1980; Αποστολόπουλος Θ. Μορφολογικές παρατηρήσεις στα Δοξαστικά του Πέτρου Πελοποννησίου κατά το Νέο αργό στιχιραρικό είδος // Πρακτικά Β´ διεθνές συνεδρίου Ψαλτικής του Υδρύματος βυζαντινής μουσικολογίας. Αθήνα, 2003. Σ. 291-309; idem. Πέτρος Λαμπαδάριος ο Πελοποννήσιος και η συμβολή του στην λόγια μουσική της Πόλης του 18ου αι. // Δίσκος - αφιέρωμα στον Πέτρο Λαμπαδάριο: Πρόγραμμα Medi muses. Θεσ., 2005; Kalaitzidis K. Post-Byzantine Music Manuscripts as a Source for Oriental Secular Music (15th to Early 19th Cent.). Würzburg, 2012. P. 89-98.
Ф. Апостолопулос
Ключевые слова:
Мелурги греческие Петр Пелопоннесский (ок. 1740 (?) - зима 1778), лампадарий, греческий мелург
См.также:
АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
АНАСТАСИЙ РАПСАНИОТ Ларисский (2-я пол. XVIII в.), греч. мелург
АНТОНИЙ иконом Великой церкви в К-поле, греч. кодикограф и мелург (раб. в период с 1680 по 1725 гг.)
АНФИМ МЕСОЛОНГИТ († 1879), архидиак., греч. церковный певчий, дидаскал, мелург